Проходные и непроходные авто: разбираемся в пошлинах и правилах растаможки
Государства, в которых есть собственное автомобильное производство, стараются защитить рынок от засилья старых импортных машин. Причина в ненадежности системы очистки выхлопов после долгих лет интенсивной эксплуатации авто, что негативно сказывается на природе и людях. Поэтому на своем рынке эти автомобили стоят дешево, что привлекает российских покупателей и бизнесменов. Например, японский автопром, который выпускает высококачественные транспортные средства в большом количестве, просто завалил страну своей продукцией. Подержанные машины в хорошем состоянии с небольшим пробегом можно купить практически за копейки. Поэтому до недавнего времени множество старых «японцев» и «корейцев» бегали по российским дорогам.
Все изменилось в 2002 году, когда встал вопрос о появлении большого количества свалок автохлама. Правительство России тогда уровняло таможенные пошлины старых автомобилей, возраст которых перевалил семилетний рубеж, с новыми. В 2008 году пошлины были еще раз повышены. И было проведено точное разделение авто по возрасту, где четко стали обозначаться термины: проходной и непроходной автомобиль.
Возрастные категории автомобилей
На основе законодательных актов и в силу удобства классификации и распределения таможенных пошлин ввозимые в Российскую Федерацию автомобили разделили на три основные группы:
- Новые транспортные средства, возраст которых не превышает трех лет.
- Автомобили, выпущенные в течение 3-5 лет. Это и есть проходные года автомобилей.
- Машины, год выпуска которых превышает 5 лет.
Дополнительно существует группа транспортных средств, возраст которых выше 7 лет. Сегодня ее в расчет не берут, потому что такие авто облагаются повышенными таможенными пошлинами. То есть ввозить стало невыгодно. И это закрыло проблему. В законодательных актах есть одно строгое ограничение по возрасту иномарок. Ввозить в Россию автомобили, выпущенные с конвейера более 15 лет назад, запрещено. Но есть одна оговорка.
Автомобили возрастом более 30 лет можно завозить в Россию без таможенных платежей. Оплачивается только за оформление, и стоит это копейки. Причина – такие авто являются раритетными, то есть ценными коллекционными. Они интересуют ограниченный круг людей. На них не ездят, используют только в целях коллекционирования.
Первая и третья группа относятся к категории непроходных автомобилей. Разберем, что это значит. Свое названия машины получили по причине повышенных пошлин. То есть государство делает все, чтобы защитить родной автопром. Чтобы новые и сильно подержанные машины не проходили через таможню и не проникали на отечественный рынок.
Но есть и другие критерии, которые делают иномарки проходными и непроходными.
Проходной автомобиль
Первое – год выпуска: 3-5 лет. Следующие критерии:
- соответствовать требованиям экологического стандарта – Евро-5;
- находиться в исправном техническом состоянии, что подтверждается сертификатами и документами;
- юридическая чистота – не в угоне, без обременений и других проблем юридического характера.
Какие автомобили из Японии считаются проходными? Это иномарки 3-5 лет, которые можно ввести в РФ с минимальным таможенным обременением. Именно такие машины выгоднее всего покупать с аукционов.
Непроходной автомобиль
Если транспортное средство не соответствует хотя бы одному из перечисленных в предыдущем разделе пунктов, оно попадает в категорию непроходных. Соответственно, к нему применяются повышенные таможенные ставки при оформлении.
Технические неисправные авто в Россию не пустят. Владельцу придется ремонтировать машину, доводя ее состояние до требуемого стандартами. Это относится и к экологическому состоянию автомобиля.
Перед покупкой важно сразу понять, что такое проходной автомобиль, и чем он отличается от непроходного. Это связано не только с денежными расходами, но и с бюрократическим аппаратом таможенного поста. Таможенники не вправе пропускать иномарки, не соответствующие стандартам. Нередко оформление таких машин затягивается. Иногда владелец получает штраф. Нередки случаи, когда автомобиль вообще конфисковывают, потому что у него были юридические проблемы.
Правила растаможки авто из аукционов
Учет возраста транспортного средства дает возможность провести градацию таможенных пошлин. Самые низкие ставки у проходных автомобилей. Именно поэтому они пользуются популярностью среди перегонщиков. Но эти ставки действуют только на покупателей-физических лиц, которые привозят машины для собственного пользования. Для коммерческого применения таможенные пошлины более высокие.
Для таможенного оформления нужно точно знать дату выпуска автомобиля. Не дату продажи. При этом учитывается месяц схода машины с конвейера, что обязательно указывается в паспорте. И отчет начинают с 15 числа каждого месяца. Например, если иномарка сошла с конвейера в ноябре, то один год ей исполнится 15 ноября следующего года.
Иногда случаются ситуации, когда транспортное средство было приобретено с учетом, что оно было выпущено 4,5 года назад. Но транспортировка заняла много времени. И российскую границу оно пересекло, когда возраст стал более 5 лет. Этот автомобиль переходит в категорию непроходных, за который придется заплатить повышенную ставку.
К тому же надо учитывать и время оформления растаможки. То есть авто может поступить на таможенный терминал, еще находясь в группе до 5 лет. Но после начала оформления уже перевалить этот показатель, что приведет к увеличению ставки и большим расходам для покупателя. Поэтому разобраться в том, что значит проходной автомобиль на аукционе, нужно до покупки.
С другой стороны, эта ситуация на руку тем, кто приобретает иномарку, возраст которой меньше 3 лет, но уже приближается к этому сроку. Транспортировка и таможенное оформление может довести авто до категории проходных автомобилей. Поэтому опытные дилеры, которые работают на аукционах Японии или Кореи, строго следят за этими показателями. Обычно из этих стран в Россию иномарки поступают в течение двух месяцев.
Как определить таможенную пошлину на ввозимые машины
Проходные и непроходные автомобили из разных стран и Японии в том числе, при пересечении российской границы должны быть растаможены. То есть покупатель документально оформляет на себя транспортное средство и оплачивает пошлину, которая зависит от следующих показателей:
- страна-производитель иномарки;
- цена машины, которая указана в сопроводительных документах;
- дата выпуска;
- объем двигателя в литрах или см3 – не мощность в лошадиных силах;
- цель ввоза транспортного средства: для личных целей или для коммерческих.
Первая позиция учитывается только для новых авто, то есть выпущенных меньше, чем 3 года тому назад. Для проходных годов автомобилей из Японии, Кореи и из других государств в расчет берут две последние позиции: объем двигателя и цель ввоза. Для непроходных также применяются эти два показателя.
Что касается объема двигателя, то здесь ставки конкретные.
Для проходных авто:
- если объем двигателя автомобиля не превышает 1 л, то за каждый 1 см3 придется заплатить 1,5 евро;
- если объем 1-1,5 л, то ставка увеличивается до 1,7 евро;
- объем 1,5-1,8 – 2,5 евро;
- объем 1,8-3,0 – 3 евро;
- свыше 3,0 л – 3,6 евро.
У непроходных иномарок ставки другие. Если это машины новые, то таможенная пошлина берется из расчета 48% от стоимости автомобиля. Если это маленькое авто, купленное по низкой цене, то ставка уже другая – из расчета 2,5 евро за 1 см3.
У непроходных с возрастом больше 5 лет пошлины следующие:
Объем двигателя, л |
Таможенная пошлина за 1 см3, евро |
до 1 |
2,5 |
1-1,5 |
3,2 |
1,5-1,8 |
3,5 |
1,8-3,0 |
4,8 |
выше 3,0 |
5,7 |
Примеры расчета
Пример расчета таможенной пошлины проходного автомобиля из Кореи.
- Объем двигателя – 1600 см3 или 1,6 л.
- Возраст 4 года.
Значит, ставка равна 2,5 евро. За этот автомобиль на таможне придется заплатить: 1600х2,5= 4000 евро. С учетом транспортировки и цены самого транспортного средства – это будет ниже стоимости авто в российском автосалоне.
Такой же расчет можно сделать с непроходной иномаркой и увидеть, какова разница.
1600х3,5=5600 евро.
То есть один и тот же автомобиль. Но первый, выпущенный буквально на несколько месяцев раньше, потребует практически на 30% меньше затрат на растаможку.
К таможенной пошлине будет прибавлен утилизационный сбор. Эти деньги берутся на будущую утилизацию автомобиля.
Плата узаконена и имеет фиксированную ставку:
- для новых возрастом менее 3 лет – 3400 рублей;
- для остальных, проходных и непроходных – 5300 рублей.
Есть еще одно строгое правило, узаконенное государством, – установка на все импортируемые машины системы отслеживания ГЛОНАСС. Многие транспортные средства из Японии и Кореи уже оснащены этой системой. Соответственно, к ним претензии не предъявляются и платить ничего не надо. Если ГЛОНАСС не установлена, то ее подключают на таможенном посту, за что придется внести деньги.
Выделим другие платежи:
- таможенный сбор за оформление документов;
- акциз в виде косвенного налога, который снимается при растаможивании;
- налог на добавленную стоимость – НДС, который зависит от стоимости автомобиля, возраста, на каком топливе работает и прочего.
У акциза есть критерии повышения или снижения. Чем старше иномарка, чем больше объем двигателя, тем выше акцизный сбор.
Строгое соблюдение правил растаможивания импортных авто
Все правила растаможки японских или корейских автомобилей зафиксированы российским законодательством. Их нужно строго выполнять.
Часто нарушаемые правила:
- предоставление ложной информации об автомобиле;
- нарушение сроков таможенного оформления;
- уклонение от уплаты какого-то одного или нескольких платежей, или полный отказ от них.
По законам за эти нарушения возможны наказания:
- административная ответственность с выплатой штрафа;
- уголовная ответственность;
- конфискация транспортного средства.
Административная ответственность обычно наступает, если была просрочена уплата таможенных взносов. Поэтому штраф небольшой – 2500 рублей. Если была задержка при предоставлении декларации или других документов, номинал штрафа увеличивается.
Уголовной ответственности подвергаются лица, которые не заплатили таможенную пошлину. В денежном эквиваленте, особенно для дорогих новых непроходных машин, она может составить не один миллион рублей. Если оплата не была проведена, то на владельца авто накладывается штраф в размере 500 000 рублей – это минимальное значение. Если человек злостно уклоняется от выполнения своих обязательств, то его могут арестовать на срок до 1 года.
Поэтому ввозить в Россию иномарки из Японии или Кореи надо легально. Хотя сегодня существует строгое правило – за пять дней до поездки в эти страны покупатель должен внести приблизительную стоимость таможенных платежей. Если фактическая конечная сумма будет меньше внесенной, разница вернется владельцу иностранного авто после растаможки. О чем представители таможни выдадут справку.
Подведем итоги
Большое количество всевозможных платежей при растаможивании, независимо от непроходного или проходного года автомобиля из Кореи или Японии, усложняет понимание всего процесса. И хотя в интернете предлагается множество онлайн-калькуляторов, все равно это будет неточный показатель. Поэтому рекомендуется весь груз расчетов и оплаты переложить на плечи профессионалов компании Май Кар. Плата за услугу символическая по сравнению с трудностями общения с таможенниками и незнания всего процесса растаможивания автомобиля.
Профессионалы своего дела четко определят, какой год автомобиля: проходной или непроходной, какова ставка, и сколько будет общая расчетная сумма к платежу.
Обратившись к нам, вы исключаете для себя любые риски. Причина проста – мы долго на рынке и прекрасно разбираемся, какие автомобили проходные или непроходные. Мы знаем все тонкости работы с таможней, поэтому легко справляемся с процессом оформления документов. Точные расчеты и значительная экономия времени для вас – главная наша задача.