Запрет на поставку авто из Японии: можно ли обойти
После событий начала 2022 года Япония, вслед за многими другими странами ввела в отношении России санкции. В число товаров, ввоз которых на территорию РФ был запрещен, попали и автомобили. Из-за этого российские водители лишились возможности приобретать любимые марки машин официальным путем.
Запрет на авто из Японии: какие автомобили запрещены к ввозу
Впервые понятие «санкционный автомобиль» стали применять еще в апреле 2022 года. Тогда под запрет на ввоз авто из Японии попали иномарки, стоимость которых превышала 6 миллионов иен (около 43 тыс. долларов).
Однако уже в июне того же года перечень санкционных автомобилей был расширен. К дорогим машинам «присоединились» грузовики, самосвалы, бульдозеры и некоторые другие «представители строительной техники».
Рядовых российских автомобилистов это практически не коснулось. Грузовики стали приобретать по другим каналам, а дорогие машины даже до санкций не пользовались в РФ особым спросом.
Серьезным ударом для простых автолюбителей стал пакет санкций, который Япония ввела в августе 2023 года. Тогда под запрет попали все машины, объем двигателя которых превышает 1,9 л. Кроме того, «табу» коснулось и электрокаров (которые как раз только начали набирать популярность на российском рынке), а также автомобилей с гибридной силовой установкой. Поставка грузопассажирской техники также прекратилась. Когда Япония снимет запрет на поставку авто пока не известно.
Если с новыми автомобилями дела обстоят не так плохо (им постепенно ищутся различные альтернативы, причем делают это и сами японские производители в том числе), то вот с поставкой подержанных авто возникли сложности. Ведь санкции распространяются абсолютно на все типы транспортных средств (т.е. здесь нет ограничений по первичке и вторичке).
Запрет вывоза авто из Японии в 2024 году касается многих марок.
Минивэны:
- Toyota Alphard;
- Nissan Seren и пр.
Внедорожники:
- Toyota Land Cruiser разных серий;
- Nissan Patrol;
- Mitsubisgi Pajero.
Седаны:
- Toyota Mark;
- Nissan Skyline и пр.
Среднеразмерные кроссоверы:
- Honda CR-V;
- Toyota RAV4 и пр.
Гибриды и электроавтомобили:
- Toyota Prius;
- Nissan Leaf.
Грузопассажирские универсалы:
- Nissan AD.
И это далеко не полный перечень автомобилей из Японии, попавших под запрет.
Как обойти запрет ввоза японских машин
Ограничения действуют уже не первый год. Однако это не значит, что российский авторынок полностью остался без японских машин. Просто их стало несколько сложнее доставить на территорию РФ.
Сразу же после того, как правительством «Страны восходящего солнца» был введен первый пакет санкций, люди стали искать новые каналы доставки попавших под запрет автомобилей.
Первоначально все было не так плохо. Поставки в РФ японских автомобилей стабильно продолжались. Просто из них исключили машины, которые относились к числу санкционных. Ситуация стала меняться после лета 2023 года. Когда под запрет на вывоз авто из Японии попали модели с объемом двигателя более 1,9 л, а также ряд других транспортных средств, возить машины напрямую из Японии стало просто невыгодно. Суда, которые раньше выполняли эту задачу, приходили из японских портов в российские полупустыми. Как следствие – компаниям стало невыгодно их фрахтовать. Да и среди определенных кругов стали появляться слухи, что Япония в будущем планирует расширить пакет санкций.
Все это привело к тому, что обмен автомобильными товарами между двумя странами практически прекратился.
Тогда компании стали изобретать новые методы поставки машин, в том числе и тех, которые попали под санкции. Здесь появилось несколько популярных схем.
Судно загружали в японском порту различными транспортными средствами. По документам выходило, что оно следует в порт третьей страны (например, Китай, Австралия и пр.). Когда судно покидало японские территориальные воды, оно «случайно» сбивалось с курса и оказывалось во Владивостоке, Южно-Сахалинске или Петропавловске-Камчатском. Здесь путем нехитрых махинаций на груз оформляли дополнительные документы, и он оказывался на рынке России.
Эта схема считалась самой простой и быстрой. Она позволяла обойти запрет Японии на поставку авто в Россию. Однако ее использование было сопряжено с определенной опасностью как для самих поставщиков, так и для команды судна. Ведь экипаж в этом случае фактически занимался контрабандой, а за это предусмотрена ответственность как по российскому, так и по японскому законодательству. Кроме того, само судно после такого рейса могли арестовать в порту третьей страны. Поэтому от подобной схемы постепенно стали отказываться.
Тогда ей на смену пришел более безопасный, но долгий вариант. Судно все также загружалось автомобилями в японском порту. Документы на груз оформлялись в третью страну. После этого судно действительно направлялось туда. Там груз выгружался, но не продавался на местном рынке. Из третьей страны (с которой у России не наблюдалось политических противостояний), машины поступали прямиком в РФ.
Со временем эта схема усовершенствовалась. Если ранее при таких поставках нередко приходилось нарушать закон, то со временем руководство компаний научилось это делать, не нарушая таможенных правил.
Так, после Японии, грузы начали поступать в так называемые «Зоны свободной торговли» или «оффшоры». Здесь сделки между сторонами стали совершаться на вполне себе законных условиях. Из Японии санкционные автомобили покупала какая-то третья компания. По ее заказу товар доставлялся в зону свободной торговли. Здесь сделку с третьей стороной заключала одна из российских компаний. В результате, из оффшора партия автомобилей отправлялась прямиков в РФ и продавалась здесь на вполне легальных основаниях.
Конечно, такой вариант сильно увеличил срок поставок. Но зато они стали осуществляться без риска конфискации груза на таможне, а также уголовного преследования экипажей судов, которые доставляли машины. Поэтому данная схема поставки сегодня считается наиболее распространенной.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Конечно, сразу же после введения санкций появилось множество нелегальных схем. Например, некоторые «дельцы» в открытую подделывали документы на груз или «путем угроз и увещаний», заставляли капитанов судов менять курс после выхода из территориальных вод Японии. Такие схемы быстро стали пресекать. Ведь тут люди прямо нарушают закон и даже не пытаются это скрыть. Поэтому, если россиянин захотел приобрести себе автомобиль из Японии, ему категорически не рекомендуется связываться с такими «поставщиками». В лучшем случае это окончится потерей денег, уплаченных в качестве залога.
Может ли простой человек купить машину из Японии
Как ни странно – да. Еще до введения санкций популярным направлением для приобретения авто из Японии были автоаукционы. Здесь можно подобрать машину практически в любой ценовой категории. Особым преимуществом таких площадок является разнообразие моделей.
Раньше все было просто. Человек, который захотел купить машину с автоаукциона в Японии, лично или через представителя участвовал в самом аукционе, выкупал понравившийся ему лот и оформлял доставку. Во Владивостоке машина проходила оформление на таможне, после чего оставалось только зарегистрировать ее в ГИБДД.
Сейчас такая схема уже не работает. Но автоаукционы по-прежнему продолжают пользоваться популярностью среди россиян. И это связано в первую очередь с их особенностями.
Здесь сделки заключаются между физическими, а не юридическими лицами. По сути, автоаукцион – это аналог популярных в России онлайн-досок объявлений (вроде Авито). Разница между этими площадками лишь в том, что на аукционах продажа автомобилей происходит по системе торгов, а не по фиксированной цене. Но в этом и есть их главный плюс. Первоначальная стоимость лота, как правило, намного ниже рыночной. Это увеличивает шанс на то, что человеку удастся приобрести автомобиль по невысокой стоимости.
В отличие от тех же онлайн-досок объявлений перед тем, как попасть на аукцион, машина проходит тщательную проверку на предмет соответствия заявленным характеристикам. Продавцы заботятся о своей репутации, поэтому на аукционы попадают только автомобили высокого качества.
Однако в современных условиях, приобрести авто напрямую из Японии, даже через аукцион, все равно достаточно сложно (если конечно, человек сам не решит поехать в эту страну, чтобы принять участие в торгах). Но и здесь есть выход. На современном рынке автоуслуг появилось множество компаний-посредников. Они предоставляют услуги по покупке машин с аукциона с доставкой. Одной из таких компаний является «МайКар».
Как покупать машину через аукцион Японии
Сотрудничество проходит по достаточно простой, но надежной схеме. Клиент, чтобы заказать машину с аукциона, оставляет заявку в нашей компании. С ним связываются представители. Они уточняют, какой именно автомобиль человек хочет приобрести на аукционе. Клиент обозначает основные критерии (марка, цвет, технические характеристики, цена и пр.). Представители компании изучают доступные предложения на аукционе. После этого клиенту дают на рассмотрение наиболее подходящие под его запросы лоты. Ему остается лишь выбрать авто.
После этого один из представителей компании отправляется на аукцион. Здесь он, используя уплаченный клиентом задаток, приобретает лот. А дальше начинается самое интересное.
Если машины с японского аукциона не попадают под санкционный список, то их просто переправляют во Владивосток первым же судном (хотя сейчас даже в этом случае доставку нередко приходится осуществлять через третью страну).
Если же авто с аукциона санкционное, то груз отправляется в оффшорную зону или в одну из третьих стран. Здесь он проходит процедуру таможенной очистки. В результате на российскую границу прибывает уже полностью «чистый» товар. Работники компании берут на себя все процедуры, связанные с прохождением таможни и последующим оформлением. И лишь после этого приобретенный автомобиль попадает в руки заказчика.
Главный минус такого способа привезти машину с японского автоаукциона – затянутые сроки поставки. Если раньше на доставку уходило несколько недель, то теперь ждать приходится больше месяца. На этом минусы приобретения авто через аукцион заканчиваются.
Перед сотрудничеством с клиентом заключается договор, где указываются все условия. Поэтому здесь все официально. Единственное – отследить местоположение груза в режиме реального времени по понятным причинам не получится. Это можно сделать только после процедуры таможенной очистки.
Использование аукционов позволяет подобрать относительно недорогое транспортное средство. Даже с учетом затрат на доставку, его итоговая цена окажется ниже среднерыночной.
Есть ли риски для покупателей на автоаукционах Японии
Нет. Здесь все законно. Компания-посредник при прохождении автомобилем границы, уплачивает все установленные законом сборы и пошлины. В результате, когда машина попадает к клиенту, на ней нет никаких обременений. Соответственно, заказчик без проблем может ездить по дорогам Российской Федерации.
Единственная сложность, с которой сталкивается заказчик – возросшие сроки доставки. Но они вполне компенсируются выигрышем в цене.
Например, популярный в России Тойота Лэнд Крузер Прадо на вторичном рынке РФ продают в среднем за 4,05 млн рублей. На японском автоаукционе ту же модель в абсолютно идентичном состоянии можно приобрести уже за 3,4 млн рублей. Даже если к этому прибавить расходы, связанные с логистикой, то все равно клиент получает почти полмиллиона выгоды. А это все же значительная сумма, есть смысл подождать месяц, пока автомобиль будет доставляться по «параллельному импорту».
Заключение
Конечно, сейчас купить японский автомобиль стало несколько сложнее, чем это было до 2022 года. Но автотехника из этой страны продолжает стабильно поступать на российский рынок. Есть множество способов доставки. Но одним из наиболее популярных и безопасных остается вариант с покупкой автомобиля через автоаукционы. Здесь есть смысл воспользоваться помощью нашей компании МайКар. Потому что, даже если человек самостоятельно прибудет в Японию, вряд ли ему удастся своими силами доставить автомобиль в Россию.